Сегодня ветеринария это естественная часть жизни опекуна: своевременные визиты к ветеринарным врачам помогают обеспечить гармоничное развитие и здоровье человеческих животных. Ветеринария в целом стала настолько естественной частью повседневности, что, кажется, будто так было всегда. Будто о животных — особенно домашних — заботились в той или иной мере всегда.
Подобное представление не только в известной степени ложно, но и опасно. Во-первых, как таковая концепция «домашнего животного» появилась совсем недавно, кошки и собаки массово стали частью если не человеческой семьи, то дома буквально пару столетий назад. Во-вторых, ветеринарная медицина оформилась не как следствие потребности в заботе о домашних животных, но как ветвь систем сельского хозяйства: ведь именно «производственные» животные ценились гораздо выше, чем кошки и собаки. В-третьих, сама по себе ветеринарная медицина как часть человеческой инфраструктуры заботы о животных — приблизительно как мы ее понимаем сейчас — появилась совсем недавно, в XX веке.
Выходит, ветеринарная медицина была не «всегда» такой, какой мы знаем ее сейчас. Более того — она считается сравнительно молодой областью медицины, и потому практики ветеринарии сегодня сосуществуют с большим количеством мифов, унаследованных от «до-ветеринарных» времен.
Согласно одному из этих мифов, у животных «все заживает само». Кстати, выражение «заживает как на собаке» одно из его производных. В некоторых локалитетах и социальных группах все еще наблюдается бытование представления о том, что животных не нужно лечить, что у них все само проходит. К сожалению, это представление встречается не только в «глубинке», но и среди членов сообществ, близких к заботе о животных, и даже среди волонтеров. Встречается даже представление о том, что «все проходит само» — породная особенность. Так, например, команда Шереметьевского приюта для амстаффов и питбулей недавно не смогла спасти свою бывшую подопечную. Собаку передали в семью, спустя примерно год от хозяев поступил экстренный звонок, команда отправилась к хозяевам. Выяснилось, что собаке не оказывалась своевременная ветеринарная помощь: хозяева были уверены, что «у питбулей все само проходит». Диагностировали острое воспаление кишечника, два больших новообразования в селезенке, газ в желудке, застой желчи и много чего еще. Спасти малышку не удалось.
Лидия Юрьевна Галустова, главный врач сети ветеринарных клиник «Панда» считает, что подобная мифология не просто граничит с безответственностью и эгоизмом, но и опасна. А истории пациентов, поступающих от таких владельцев, чаще всего заканчиваются печально. Лидия Юрьевна поделилась несколькими историями, в которых несвоевременная ветеринарная помощь привела к грустным последствиям:
«Была один раз кошка, которую выпускали гулять на улицу. Кошка видимо где-то повредила себе лапу (сложно сказать, что с ней произошло — она нам не рассказывала), у нее был открытый перелом. По словам владельца, кошка пришла домой на трех лапах. А, поскольку она была очень пушистая, перелома не было видно. Хозяин был спокоен: хромает и хромает, на трех пришла ну и пришла, сейчас посидит пару дней дома и начнет ходить. Кошка ходить не начала спустя 5 дней а то и больше. Появился неприятный запах, тогда он и решил принести ее в ветеринарную клинику. В итоге лапу пришлось ампутировать: начался некроз тканей. Если бы хозяин обратился сразу, возможно удалось бы провести остеосинтез и сохранить лапку.
Как-то летом у меня был кролик, который, пока плохо не запах, не особо напрягал владельцев. В ветеринарную клинику они его принесли, говоря, что он какой-то вялый, плохо ест, и что-то грустно ему. В итоге из-за неправильного ухода и не вовремя убранной клетки у кролика начался мочевой дерматит. А, поскольку дело было летом, сели мухи, завелись опарыши и стали есть несчастного кролика заживо».
«Вот вы сами терпели бы это, или пошли бы к врачу?» — спрашивает обычно Лидия Юрьевна, сталкиваясь с такими опекунами животных, и продолжает — «Ведь наши организмы в этом смысле ничем не отличаются: лечение требуется всем». Одни в ответ задумываются и заключают, что к ветеринарному врачу действительно имеет смысл обращаться. Другие продолжают настаивать: «это же животное, оно себе само там полижет и все пройдет».
Однако зализывания — это признак боли у животных и — порой — копинговая стратегия, которая помогает справляться со стрессом. К слову, зализывание также связано с распространенной мифологией: будто животное не нужно лечить потому что «залижет само». Лидия Юрьевна подтверждает: корни такой мифологии связаны с тем, что сама по себе ветеринарная медицина появилась сравнительно недавно. И продолжает: «Обычно именно люди,которые застали зарождение ветеринарной медицины в ее нынешнем облике в 70-90гг., склонны полагать, что животных необязательно лечить». Ведь те же признаки боли, симптомы недугов стали известны врачам совсем недавно, а знания от врачей к опекунам передаются еще медленнее, чем развивается наука.
Так, наблюдая за животными, люди замечали, что они могут зализывать раны. Что, как мы знаем сейчас, ни в коей мере не говорит о сверхчеловеческой способности животных к заживлению, но сигнализирует о боли и/или стрессе. Более того, «лижет — поправится» отсылает к двум логическим ошибкам. Первая — «после не значит вследствие». То, что животное зализывает себе рану, не значит, что оно поправляется именно благодаря зализыванию. Вторая это «ошибка выжившего». Условно: мы наблюдаем только тех, кто вылизывал раны и выжил, но не (по понятным причинам) не видим тех, кто вылизывал и не выжил. А также тех, кто не вылизывал и выжил, и тех, кто не вылизывал и не выжил.
Наравне с развитием ветеринарной медицины мы все еще наблюдаем системы представлений и норм, несовместимых не только с наукой, но и здравым смыслом. И действительно: технологические инновации и обновление социальных практик распространяются далеко не равномерно, но — очагами, формируя неоднородную и порой противоречивую картину.
Однако, пока изменения «докатываются» до разных социальных групп, живые существа продолжают страдать и испытывать боль. Потому Лидия Юрьевна настоятельно рекомендует если не в формате очного визита, то хотя бы звонить в клиники и спрашивать, как лучше поступить. Так мы не только избавим домашних животных от страданий, но и как минимум избежим потенциального финансового бремени лечения запущенных проблем со здоровьем.