Благополучие живого можно «померить»

«Благополучие» — одна из тех «абстрактных» категорий, которые традиционно считаются неизмеримыми. Особенно это касается животных не-человеческой природы, ведь они не могут охарактеризовать свое состояние понятным для людей образом. Потому — в частности в среде заботы и защиты живого — принято создавать благополучие по принципу «примитивной пирамиды Маслоу». Когда, например, собака сыта, напоена, в тепле и не испытывает боли, то вроде как есть то самое «благополучие». Как только «закрыты базовые потребности», можно (когда-нибудь) подумать о психологическом, эмоциональном и социальном благополучии животных не-человеческой природы.

Проблематичность интуитивного понимания «благополучия» складывается из неоднозначности его определения. Это очень широкая категория, тесно связанная с контекстом своего бытования. Так, благополучие пастушей собаки в предгорье Гималаев будет отличаться от благополучия собаки в муниципальном приюте в Челябинске и, например, от благополучия кошки на улицах столицы Турции.

Несмотря на (кажимую) концептуальную расплывчатость и семантическую неопределенность, категория благополучия необходима для продуктивной работы в пространстве заботы и защиты живого. Во-первых, понимая, как сделать «хорошо и комфортно» живому существу, можно настроить продуктивные алгоритмы принятия решений и оказания помощи. Что — в случае, например, собачьих компаньонов, спасенных из приютов — потенциально приводит к более эффективной реабилитации, адаптации и социализации. Во-вторых, вторых можно способствовать оформлению продуктивных социальных и законодательных норм по защите живого. Так, например, наличие четких параметров «благополучия» позволит объективнее квалифицировать прецеденты жестокого обращения с животными и избегать разницы трактовок. В-третьих, модель измеримого «благополучия» поможет настроить и нормировать и рынок товаров для существ не-человеческой природы.

Это лишь некоторые из причин. Но их достаточно, чтобы заметить: благополучие живого — не абстрактная философско-этическая категория. Это измеримый (базовый) маркер качества жизни живого существа. Он позволяет выстраивать устойчивые социальные, экономические и законодательные модели.

Так, благополучие живого можно измерить по пяти элементам: питания, среды, здоровья, поведения и ментального состояния. Эти категории регламентируют два типа практик. Те, которые необходимо нивелировать, чтобы гарантировать благополучие. И те, чье наличие повышает уровень благополучия. Например, отсутствие ограничений в доступе к еде и наличие разнообразия еды повышают уровень благополучия. Или, скажем, отсутствие резких и пугающих звуков и наличие предсказуемой среды вокруг — повышают уровень благополучия. Повышают его также отсутствие травм, отсутствие ограничений в типах активности и наличие свободы передвижения1.

Список можно продолжать, разумеется. Однако важно вновь подчеркнуть: благополучие полагается не только на отсутствие негативных факторов, но и на наличие позитивных. Именно снижение количества и качества негативных факторов на фоне повышения количества и качества позитивных факторов формирует благополучие как прозрачный измеримый параметр.

P.S.
«Посольство живого» подчеркивает: понимание уровня благополучия существ не-человеческой природы поможет создать более комфортную среду не только для них, но и для людей. А также поможет сформировать более гармоничные и качественные взаимоотношения человека и природы.

Footnotes

  1. Mellor, Dj, and Nj Beausoleil. “Extending the ‘Five Domains’ Model for Animal Welfare Assessment to Incorporate Positive Welfare States.” Animal Welfare 24, no. 3 (August 2015): 241–53. https://doi.org/10.7120/09627286.24.3.241