Лечить болезнь, а не симптомы
Современные инициативы по заботе о живом и защите существ не-человеческой природы добились феноменального успеха за последние годы. Еще 10-15 лет назад было едва ли возможно представить, что, например, в Москве будут проходить выставки-пристройства собак и кошек чуть ли не каждую неделю. Что в городе появятся тысячи дог-френдли заведений от кафе и баров до библиотек и музеев.
Беспородные собаки и кошки перестали казаться откровенной маргиналией, нормализовалась практика их спасения из приютов. Тысячи волонтерских команд и индивидуальных волонтеров посещают приюты и передержки чтобы помочь с уходом за животными.
В то же время, такой прогресс — скорее следствие работы «вопреки», чем результат глобальной поддержки «широкой общественности». Сегодня интересы и потребности живого все еще вторичны по отношению к людским интересам и потребностям. Потому деятельность таких — формальных и/или независимых — команд всегда сопряжена с нехваткой ресурсов: финансовых, социальных, медийных и эмоциональных.
Благотворительная забота о живом в основном направлена на «закрытие» базовых (по человеческим представлениям) потребностей существ не-человеческой природы и их «реинтеграции в общество»: поймать, приютить, вылечить, привить, стерилизовать и пристроить. Таков устойчивый механизм актуальных практик помощи. Но спасенные собаки и кошки все равно оказываются в опасности. Они убегают (не всегда по неосмотрительности людей), их «выкидывают» новые «опекуны», их усыпляют без ведома кураторов/волонтеров, их вяжут «для здоровья» и тд. Эти ситуации — норма, а не случайность. Не повсеместная, но норма.
Справедливо: если у тебя ограничены ресурсы — финансовые, социальные, эмоциональные и медийные — сложно не то что думать об «удовлетворении потребностей существ нечеловеческой природы», сложно как минимум спасти тех, кто уже у тебя под крылом. Приюты, благотворительные фонды, волонтерские команды и волонтеры по действуют в ограниченных условиях по умолчанию. А ресурсов (как и доверия жертвователей) обычно хватает только на текущие проблемы.
В то же время, распространенное жестокое обращение с существами нечеловеческой природы, вредоносный бридизм, выведение породности, несовместимой со здоровьем, бесконтрольные разведение, бездомность, сверхпотребление «домашних питомцев»1, сверхпопуляция «домашних питомцев»2, дисфункциональное законодательство по защите живого и природы — эти проблемы невозможно решить отловом, лечением, стерилизацией и пристройством. Методы работы инициатив по защите и заботе о живом скорее лечат симптомы, а не болезнь.
Болезнь — это социальные нормы, культурные паттерны и психосоциальные практики, закрепляющие негуманное отношение к существам (не-)человеческой природы. Работа на социальном и культурном уровне способствует предотвращению жестокости, сверхпотребления, и оформляет почву для адекватного правоприменения существующих и будущих законов по защите живого.
К этой болезни существует множество подходов, они зависят от инициатив (фондов, команд и волонтеров). Лекции, переводы книг, подкасты, фильмы, события — и много чего еще. Но формат — не всегда важен для «лечения». Так, оказывая первую помощь собаке без признаков дыхания и пульса, рекомендуется делать укол адреналина в корень языка. Не все могут сделать такой укол, потому традиционный внутримышечный укол в бедро — особенно в критической ситуации — не просто позволяется, а приветствуется.
Трансформация социальных норм, культурных паттернов и психосоциальных практик вокруг существ (не-)человеческой природы — далеко не вторичная тактика, а долгосрочная и важная стратегия. Она может полагаться на следующие принципы3:
- Признание морального статуса за существами не-человеческой природы по умолчанию (а не потому что они что-то дают человеку);
- Признание важности всех существ (-не)человеческой природы, а не только тех, кого люди признают как «домашних»;
- Признание важности жизни существ не-человеческой природы, а также необходимости защищать и оберегать эту жизнь, поскольку все живые существа стремятся оставаться живыми;
- Признание значимости к моральной автономии животных (у них есть способность и право на определенный контроль над их жизнью);
- Признание свободы взаимодействия существ не-человеческой природы с человеком в той мере, в которой это комфортно для животного;
- Признание человеком необходимости защищать и оберегать жизни существ не-человеческой природы, особенно те, что пострадали от рук человека (физически, психически или эмоционально);
Адвокация и нормализация этих принципов помогает настраивать не только гуманную среду по отношению к не-человеческим компаньонам, но и для человеческих сообществ в целом.
Footnotes
-
Beverland, Michael B., Francis Farrelly, and Elison Ai Ching Lim. “Exploring the Dark Side of Pet Ownership: Status and Control-Based Pet Consumption.” Journal of Business Research 61, no. 5 (May 2008): 490–96. ↩
-
Coate, Stephen, and Brian Knight. “Pet Overpopulation: An Economic Analysis.” The B.E. Journal of Economic Analysis & Policy 10, no. 1 (December 9, 2010). ↩
-
Giroux, Valéry, ed. The Ethics of Animal Shelters. New York, NY: Oxford University Press, 2023. ↩