Пять свобод оформляют благополучие животных

О чем говорит один из первых системно применяемых подходов к обеспечению «благополучия» нечеловеческих животных


Автор: Арие

Темы: благополучиеэтика

Как обесспечить нечеловеческим животным благополучную жизнь? Как вообще можно сформулировать, что такое эта самая «благополучная жизнь»? Ведь у каждого опекуна животных собственное представление ценностях: что такое «благо», из чего складывается «безопасность», как обеспечивать «здоровье» и много чего еще.

Однако есть некоторое мерило «благополучия», оформленное с учетом этологических, биологических и психологических потребностей животных. История этого мерила началась в 1964 году с выходом книги Рут Харрисон под названием «Animal Machines»1. В ней автор размышляла о том, как выстраивается жизнь так называемых «производственных» или «сельскохозяйственных» животных. К слову, эта книга считается одной из опорных для разговора не только о благополучии животных, но и о том, как как мы, люди, вообще выстраивали (или выстраиваем до сих пор?) свои системы отношений с ними.

Годом позже, в 1965 году, власти Великобритании инициировали расследование, которое в том числе стало реакцией на книгу Харрисон, его вел Роджер Брамбелл. Он не только провел расследование актуальных на тот момент практик животноводства, но подготовил отчет и рекомендации по улучшению этих практик. Согласно его рекомендациям, «у животных должна быть хотя бы свобода движения, достаточная чтобы можно было развернуться, почесаться, подняться, прилечь и вытянуть конечности»2.

Именно отчет Брамбелла и стал в итоге основанием для формирования концепции «Пяти свобод» — также известных как «Пять свобод Брамбелла» или «Теория пяти свобод». Другим результатом его отчета стало создание Совета по благополучию сельскохозяйственных животных (Farm Animal Welfare Council, FAWC) в 1979 году3. Тогда же «пять свобод» были формализованы в качестве основы для настройки благополучия сельскохозяйственных животных в Великобритании. И вот как они выглядят:

  1. Свобода от голода и жажды: необходимо обеспечить постоянный доступ к свежей воде и пище, гармонизирующей здоровье;
  2. Свобода от дискомфорта: необходимо обеспечить среду, в том числе включающую укрытия и зоны для отдыха;
  3. Свобода от боли, травм и болезней: необходимо обеспечить превентивную заботу о здоровье, быструю диагностику и своевременное лечение;
  4. Свобода для выражения (большинства) практик видотипического поведения: необходимо обустроить достаточно — комфортное для вида — пространство и социальное взаимодействие с другими представителями вида;
  5. Свобода от страха и стресса: обеспечить минимизацию ментальных страданий за счет обустройства условий и практик обращения с животными.

Пять свобод — это один из первых системно применяемых подходов к обеспечению «благополучия» нечеловеческих животных. И его первостепенная задача состояла в том, чтобы облегчить страдания «производственных» животных, а не оформить нормы заботы и благополучия их жизни в целом. Да и возраст этой концепции (40+) лет указывает на определенные ограничения такого подхода.

В то же время, «Пять свобод Брамбелла» остаются важным элементом, помогающим системно и на уровне не только животноводческих индустрий оформлять минимальный уровень не-страданий для животных. Кроме того, даже эти — в каком-то смысле устаревшие — параметры благополучия не просто применимы сегодня, но порой необходимы. Так, скажем, люди, которые содержат собак на короткой цепи в будке с кормлением раз в неделю (что вообще-то довольно распространенная практика для некоторых локалитетов), — нарушают абсолютно все указанные выше пять свобод. Равно как и те опекуны животных, которые не обеспечивают своим компаньонам достаточный выгул зимой и общение с сородичами. А также те, кто считает, что лечение животных необязательная практика потому что «и так заживет — собака же».

Выходит, даже нормы, принятые 40+ лет назад по отношению к достаточно жестокой индустрии сельского хозяйства оказываются релевантны сейчас применительно к заботе о домашних животных — тех, кого мы вообще-то считаем членами семьи. Что примечательно: мы, люди, привыкли не замечать ту самую жестокость в адрес производственных животных, которую скрывают под этикетками со словами «курочка», «говядина», «буженина». В то же время, если посмотреть, оказывается, что похожую жестокость мы проявляем и сегодня в адрес тех, кого считаем «любимцами».

Footnotes

  1. Книга «Animal Machines» не переведена на русский язык к сожалению. Однако ее название можно расшифровать как «животные машины» — что уже в значительной степени обозначает содержание и характеризует сельскохозяйственные практики обращения с животными.

  2. Brambell, Roger (1965), Report of the Technical Committee to Enquire Into the Welfare of Animals Kept Under Intensive Livestock Husbandry Systems, Cmd. (Great Britain. Parliament), H.M. Stationery Office, pp. 1–84

  3. Uk government web archive. https://webarchive.nationalarchives.gov.uk/ukgwa/20121010012427/http://www.fawc.org.uk/freedoms.htm